Принцип действия пуско-защитного реле


Если Ваше реле похоже на одно из расположенных на фото ниже, то это позисторное реле. Принцип действия: находящаяся внутри реле так называемая "таблетка" пропускает через себя ток только когда холодная. При нагреве проводимость "таблетки" изчезает и цепь разрывается. При запуске мотора ток идет через рабочую обмотку и одновременно проходя через "таблетку" через пусковую обмотку. Мотор запускается. При прохождении тока через таблетку она нагревается, и отключает пусковую обмотку.

Принципиальная схема работы пускозащитного реле

 

 Для проверки позисторного реле потрясите его, и послушайте, не трясётся ли внутри него порошок? Если нет, то скорее всего пусковое, именно пусковое, реле исправно. Именно пусковое потому, что в некоторых моделях корпус пускового реле может быть соединён с корпусом тепловой защиты. А проверить тепловую защиту вышеуказанным способом не удастся. Если в пусковом реле порошок, значит полупроводниковый элемент "таблетка" рассыпался. Фото "таблетки" ниже.

  

ТЕПЛОВОЕ РЕЛЕ

Принцип действия основан на свойствах биметаллической пластины менять свою форму при нагревании. Тепловое реле состоит из спирали, которая при прохождении через неё большого тока нагревается, и биметаллической пластины, установленной рядом со спиралью.


 Если работающий мотор потребляет небольшой ток, то спираль, через которую этот ток проходит нагревается незначительно, и никак не воздействует на пластину. При повышении потребляемого тока спираль сильно разогревается, разогревает биметаллическую пластину, биметаллическая пластина изгибается и размыкает контакты цепи питания мотор-компрессора.

Реле тепловой защиты лучше проверять тестером. На исправном реле, сопротивление между контактами равно нулю. Если цепь разорвана, реле на замену. Ниже фото моделей тепловых реле.

 

ПУСКО-ЗАЩИТНЫЕ РЕЛЕ ИНДУКТИВНОГО ТИПА

Принцип действия


  

Условные обозначения: R1 - нагревающаяся спираль; К1 - биметаллические контакты; К2 - подвижная и неподвижная группы контактов питания цепи пусковой обмотки мотор-компрессора; L1 - катушка пускового реле; L2 - пусковая обмотка мотор-компрессора; L3 - рабочая обмотка мотор-компрессора.

 

При запуске мотор-компрессора, когда вал электродвигателя ещё не вращается, ток потребляемый его обмотками весьма велик, и такой ток проходя через катушку пускового реле заставляет подвижную группу контактов выдвигаться из катушки. Эта подвижная группа перемыкает собой контакты, через которые подается питание на пусковую обмотку мотор-компрессора.

После того, как мотор запустится, ток потребляемый им падает, так же уменьшается сила тока проходящего по катушке реле. Величины проходящего по катушке реле тока не хватает на то, что бы удерживать подвижную группу контактов в верхнем положении, контакты под действием собственной тяжести возвращаются в исходное положение и размыкают цепь питания пусковой обмотки мотор-компрессора.

Пусковые реле такого типа устанавливаются в строго определённом положении, таким, чтобы подвижная группа контактов размыкаясь, падала под действием собственной тяжести. Проверяются, в основном, внешним осмотром.

Возможные неисправности:


 1. Заклинивание подвижных контактов, замыкающих цепь питания пусковой обмотки мотор-компрессора. При этом мотор либо вообще не запускается, либо запускается на 5-10 секунд, и отключается.

2. Ослабление пружинной пластины в тепловом реле. При этом тепловая защита может отключать питание мотор-компрессора при нормальном потребляемом токе.

3. Сгорание нагревающейся спирали. Происходит из-за неисправного мотор-компрессора.

Пусковое реле индуктивного типа (без теплового реле

 

 

Пускозащитные реле марок Р-1; Р-3; Р-4. Все три марки реле выглядят одинаково. Разница в силе тока, на который они рассчитаны. Применялись с мотор-компрессорами ХКВ. (холодильники МИНСК, СНАЙГЕ, НОРД, БИРЮСА):

 

 Пускозащитное реле РТКХ. Устанавливалось на мотор-компрессоры горизонтального типа (холодильники ЮРЮЗАНЬ, ЗИЛ, ОКА ):

  

 

 

Бесплатный хостинг uCoz